Таможенные вопросы
В соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора выполняет Федеральная таможенная служба (ФТС России).
Телефоны и адресные реквизиты подразделений Федеральной таможенной службы
по работе с обращениями граждан
Северо-Западное таможенное управление
Должностное лицо, ответственное за работу с обращениями граждан – Сердюк Анжелика Григорьевна, начальник отдела документационного обеспечения
Должностные лица, ответственные за запись на личный прием:
1. Пархома Наталья Дмитриевна, главный государственный таможенный инспектор отдела документационного обеспечения
2. Валентинова Елена Николаевна, главный государственный таможенный инспектор отдела документационного обеспечения
Адрес: 191187, Санкт-Петербург, набережная Кутузова, д. 20, лит. А |
Телефоны: (812) 640-32-77, 640-32-95, 640-32-96 |
Прием заявлений граждан и запись на личный прием: понедельник, вторник, среда, четверг: с 9-30 до 17-30, пятница с 9-30 до 16-30 Адрес электронной почты: sztu-mail@sztu.customs.ru |
Представитель таможенной службы Российской Федерации в Латвийской Республике (с осуществлением функций представителей ФТС России в Литовской Республике и Эстонской Республике по совместительству) Куряков Сергей Валериевич Адрес: Элизабетес ул. (Elisabetes iela), 2, оф. 417, Рига, Латвийская Республика, LV-1340 Телефон: +371 67039775 Факс +371 67039774 Адреса электронной почты: predfcsinlat@mail.ru, csfcsinlat@mail.ru |
Информационно-справочные материалы по вопросу освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров и транспортных средств для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС физическими лицами, возвращающимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, или физическими лицами, переселяющимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию
Право на освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, заявляется декларантом при таможенном декларировании таких товаров.
Перечень лиц, которые могут выступать в качестве декларантов товаров для личного пользования, установлен пунктом 14 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС).
Таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется с применением пассажирской таможенной декларации, форма и порядок заполнения которой утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.07.2019 №124 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования».
Перечень документов, подтверждающих сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации, определен пунктом 1 статьи 261 ТК ЕАЭС. К таким документам, в том числе относятся документы, подтверждающие соблюдение условий ввоза товаров и транспортных средств для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Случаи и условия ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товаров и транспортных средств для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов установлены приложением З к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее Решение № 107).
1. Для физических лиц, переселяющихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, на основании пункта 6 приложения № З к Решению № 107 и части 6 статьи 190 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов бывшие в потреблении товары для личного пользования, авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:
- ввоз товаров и транспортных средств для личного пользования на таможенную территорию ЕАЭС из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание физического лица переселившимся на постоянное место жительства;
- товары для личного пользования приобретены до даты выдачи документа, подтверждающего признание физического лица переселившимся на постоянное место жительства;
- транспортные средства для личного пользования, находились в собственности и были зарегистрированы на физическое лицо в стране предыдущего проживания в течение не менее 12 месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого физического лица переселившимся на постоянное место жительства;
- ранее такое физическое лицо не осуществляло ввоз на территорию государства — члена ЕАЭС товаров и транспортных средств для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в этом государстве — члене ЕАЭС.
Справочно: Перечень отдельных видов авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06, 2017 № 74.
В качестве документов, подтверждающих признание физического лица переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, используются:
— для лиц, переселяющихся в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N9 637 (далее Государственная программа), свидетельство участника Государственной программы с отметкой о постановке на учет в территориальном органе МВД России;
— для лиц, переселяющихся самостоятельно и не являющихся гражданами Российской Федерации, — вид на жительство, предусмотренный Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
— для лиц, переселяющихся самостоятельно и являющихся гражданами Российской Федерации (приобретшие гражданство Российской Федерации), — документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, с отметкой о постоянной регистрации на территории Российской Федерации.
II. Для граждан Российской Федерации- возвращающихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию после длительного временного проживания (пребывания) в иносщранном государстве. не являющемся членом ЕАЭС.
Справочно: Государствами — членами ЕАЭС являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.
Гражданин Российской Федерации, временно проживавший в иностранном государстве, не являющемся членом ЕАЭС, не менее 12 месяцев, на основании пункта 4 приложения № З к Решению № 107 может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов товары для личного пользования, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 5 000 евро (за исключением транспортных средств для личного пользования и кузовов транспортных средств для личного пользования), при условии подтверждения факта временного проживания в иностранном государстве в течение указанного срока в соответствии с законодательством государства — члена ЕАЭС.
В случае ввоза в соответствии с пунктом 4 приложения № 3 к Решению № 107 товаров для личного пользования, стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 5 000 евро, подлежат уплате таможенные платежи в размере 30% от стоимости, но не менее 4 евро за кг веса в части превышения стоимостной нормы 5 000 евро в эквиваленте (пункт 9 таблицы 1 приложения № 2 к Решению № 107).
Решение об освобождении граждан Российской Федерации от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 4 приложения № 3 к Решению № 107 принимается таможенным органом на основании совокупности сведений, содержащихся в следуощих документах.
- В документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, с отметками, свидетельствуощими о совокупном сроке нахождения лица в иностранном государстве не менее 12 месяцев.
- В документах, подтверждающих факт временного проживания физического лица в иностранном государстве в течение не менее 12 месяцев, к которым могут относиться:
1) документы, выданные уполномоченным органом иностранного государства (с представлением перевода сведений, содержащихся в таких документах, на русский язык, заверенного в нотариальном порядке):
подтверждающие получение статуса резидента данного государства не менее чем за 12 месяцев до даты ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию ЕАЭС;
подтверждающие нахождение на регистрационном учете по месту жительства в иностранном государстве сроком не менее 12 месяцев; срочный трудовой контракт, предусматривающий работу в иностранном государстве на срок не менее 12 месяцев;
договор о предоставлении образовательных услуг в иностранном государстве, предусматривающий прохождение обучения в этом государстве не менее 12 месяцев;
договор о предоставлении медицинских услуг в иностранном государстве, предусматривающий прохождение лечения в течение не менее 12 месяцев;
иные аналогичные документы;
2) документы, выданные уполномоченным органом Российской Федерации:
командировочное удостоверение (предписание), удостоверяющее факт направления лица в командировку в иностранное государство на срок не менее 12 месяцев;
иные аналогичные документы.
В отношении транспортных средств для личного пользования, ввозимых гражданином Российской Федерации, временно проживавшим в иностранном государстве не менее 12 месяцев, освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании не предусмотрено. Такие транспортные средства ввозятся с уплатой таможенных пошлин, налогов по ставкам, установленным таблицей 2 приложения № 2 к Решению № 107.
Справочно: Акты Ебразийской экономической комиссии размещены на правовом портале ЕАЭС в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (docs.eaeunion.org).
Требования, связанные с временным ввозом через границу Белоруссии в ЕАЭС иностранных транспортных средств для личного пользования
Требования, связанные с временным ввозом через границу Белоруссии в ЕАЭС иностранных транспортных средств для личного пользования (решение Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов ЕАЭС от 30.09.2022 г. № 39/12 ):
- Информация о порядке временного ввоза иностранных транспортных средств для личного пользования (инфографика)
- Процесс оформления электронного паспорта транспортного средства представлен (инфографика)
- Ввоз транспортных средств для личного пользования
- Транспортные средства для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС для целей свободного обращения, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа
О представлении документов, подтверждающих происхождение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
4 февраля 2020 года вступили в силу новые правила провоза денег через таможенную границу Евразийского экономического союза. Теперь при единовременном провозе более 100 тысяч долларов США одним физическим лицом ему необходимо будет предоставить документы, подтверждающие происхождение наличных денежных средств. И предоставить их вместе с таможенной декларацией. Это следует из соответствующего Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 августа 2019 года № 130.
Решение подготовлено в соответствии с требованиями Таможенного кодекса ЕАЭС и направлено на реализацию рекомендации 32 «Курьеры наличных» Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Рекомендация была разработана для обеспечения странами – участницами ФАТФ мер по выявлению и остановке (задержания) физически перемещаемых через границу наличных денежных средств и оборотных инструментов на предъявителя, которые могут быть использованы для финансирования терроризма или легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
Представляемые документы должны подтверждать сведения о происхождении наличных денег и (или) денежных инструментов, заявленные в пассажирской таможенной декларации. Это, например, могут быть документы, оформляемые кредитными организациями при совершении конверсионных операций, снятии денежных средств со счета, получении кредита и др., документы, подтверждающие совершение гражданско-правовых сделок (наследство, дарение и пр.).
В случае непредставления соответствующих документов перемещение через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов не допускается.
Movement of Cash and Monetary instruments
On February 4, 2020 new rules for transporting money across the customs border of the Eurasian Economic Union came into force. From now on, a natural person transporting over 100 thousand US dollars at a time will need to provide documents confirming the cash origin. And also provide the customs declaration. This follows from the relevant Decision No. 130 of the Eurasian Economic Commission's Board dated August 6, 2019.
The Decision was prepared pursuant to the requirements of the EAEU Customs Code; it is aimed at implementing Recommendation 32 “Cash Couriers” of the Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF).
The Recommendation had been developed to provide the FATF member countries with the measures to identify and stop (detain) funds and negotiable instruments that are physically transported across the border and can be used to finance terrorism or launder money.
The documents submitted must confirm the origin of cash and (or) monetary instruments declared in the passenger's customs declaration. They, for example, can include documents drawn up by credit institutions when performing conversion operations, withdrawing funds from an account, obtaining a loan, etc., or documents confirming the conclusion of civil law transactions (inheritance, gift, etc.).
In case of failure to submit the relevant documents, the transportation of cash and (or) monetary instruments across the EAEU customs border shall be prohibited.
О порядке ввоза в Россию лекарственных препаратов, содержащих наркотические и/или психотропные препараты
В связи с участившимися случаями нарушения таможенных процедур ввоза на территорию Российской Федерации предназначенных для личного пользования лекарственных препаратов, содержащих наркотические и/или психотропные препараты, обращаем внимание, что данный вопрос регулируется следующими нормативно-правовыми документами:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств»,
2. Приложения № 2 и №10 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования»,
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ»,
4. Закон Российской Федерации № 61-ФЗ от 12 апреля 2010 г. «Об обращении лекарственных средств»,
5. Федеральный закон Российской Федерации № 3-ФЗ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Нарушение правил ввоза предназначенных для личного пользования лекарственных препаратов, содержащих наркотические и/или психотропные препараты, влечет за собой административную и/или уголовную ответственность.