Вопросы модернизации и технологического развития экономики России

04-10-2011


Идея перевода экономики России на путь модернизации и инновационного развития была предложена Президентом России Д.А.Медведевым в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в ноябре 2008 года. Затем она была развита в его статье «Россия вперед» (сентябрь 2009 г.) и Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации в ноябре 2009 года. «В ХХI веке, отметил в нем Президент, нашей стране вновь необходима модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям».
Стратегическими векторами модернизации экономики России Д.А.Медведев определил разработку и выведение на внутренние и внешние рынки новых видов топлива; сохранение и подъем на новый качественный уровень ядерных технологий; совершенствование информационных технологий и обеспечение серьезного влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей с использованием суперкомпьютеров и другой необходимой материальной базы; создание собственной наземной и космической инфраструктуры передачи всех видов информации, а также выход на передовые позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний.
Средствами достижения поставленных целей является реализация подготовленной Правительством России концепции развития страны до 2020 года, базирующаейся на четырех «И» - институты, инвестиции, инфраструктура, инновации, а также пятой составляющей – интеллект. Масштабы работы по модернизации экономики нетрудно представить, если учесть, что она проводится в стране, где доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических инноваций, составляет 10%, а удельный вес инновационной продукции в объеме промышленного производства не превышает 5%. Речь, по сути дела, идет о революционном прорыве на качественно новый уровень развития, который только и способен обеспечить нашей стране достойное место в мировой экономике.
Современная Россия имеет задел по ряду перспективных технологий и способна конкурировать по 10-15 направлениям разработки и производства наукоемкой продукции. Это относится к таким отраслям, как авиационная и космическая промышленность, ядерная энергетика, энергетическое машиностроение, нано- и биотехнологии, фармацевтика, некоторые области химии, оптоэлектронные и лазерные технологии.
Правительство Российской Федерации активно формирует инновационную политику и систему поддержки инновационной деятельности, способствует развитию связей между наукой, инновационной инфраструктурой, внешним и внутренним рынками.
Основными документами, регламентирующими деятельность в области инноваций в стране, являются «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» № Пр-576 от 30 марта 2002 г. и «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» № 2473п-П7 от 5 августа 2005 г., а также Федеральный закон «О науке и научно-технической политике» № 202-ФЗ от 4 декабря 2006 г. с изменениями и дополнениями. В 2008 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности».
В настоящее время инновационная инфраструктура России представлена 120 технопарками и инновационно-технологическими центрами, в которых действует более 1 тыс. малых предприятий. Кроме того, 80 бизнес-инкубаторов оказывают поддержку начинающим предпринимателям и малым предприятиям, предоставляя им на льготных условиях помещения, средства связи и оргтехнику, оборудование, а также оказывают консалтинговые и образовательные услуги.
Важнейшим элементом инфраструктуры поддержки инноваций являются созданные государством особые экономические зоны (ОЭЗ). В настоящее время в четырех ОЭЗ технико-внедренческого типа (Москва, Петербург, а также Московская и Томская области) зарегистрировано около 60 резидентов, являющихся разработчиками высокотехнологичной и наукоемкой продукции, конкурентоспособной на мировых рынках. Промышленно-производственные зоны созданы в Татарстане и Липецкой области.
В России действуют несколько государственных организаций, выполняющих функции институтов развития. Среди них Российская венчурная компания, созданная с целью развития системы венчурного инвестирования. Она планирует за два года создать 10-12 новых венчурных фондов с совокупным капиталом около 30 млрд.руб. Кроме того, в регионах России при участии государства создано более 20 региональных венчурных фондов. Средства всех перечисленных фондов позволят осуществить в рамках государственно-частного партнерства проекты коммерциализации наукоемких технологий и сконцентрировать ресурсы на перспективных направлениях, в том числе расширении экспорта высокотехнологичной продукции.
Стратегическое значение для России имеет формирование мощной научно-технической системы, обеспечивающей развитие нанотехнологий (микроэлектроника, биотехнологии, создание новых материалов и др.). По данным руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, в России пока отсутствуют нанопатенты, в то время как в мире их зарегистрировано около 10 тыс. и уже 2 тыс. имеют правовую охрану на территории Российской Федерации.
Государственная корпорация «Российские нанотехнологии» («Роснанотех») создана в 2007 г. в соответствии с Федеральным законом № 139 для коммерциализации разработок. Правительство Российской Федерации выделило значительные средства на исследования, связанные с нанотехнологиями, которые поступают из различных источников (федеральные целевые программы, средств РАН и др.). В ближайшие 5 лет их сумма возрастет до 100 млрд.руб. и, кроме того, Правительство Российской Федерации выделило в качестве имущественного вклада 130 млрд.руб.
Одним из наиболее значимых проектов реализации стратегии технологической модернизации России является создание в нашей стране мощного центра исследований и разработок, сфокусированного на поддержке всех приоритетных направлений, «Сколково» (Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково», принятый Государственной Думой 21 сентября 2010 года и одобренный Советом Федерации 22 сентября того же года, подписан Президентом России 28 сентября 2010 года). На базе этого центра будут развиваться все предложенные Президентом России высокотехнологичные направления модернизации: энергетика, IT, телекоммуникации, биомедицинские технологии и ядерные технологии. Деятельность «Сколково» с самого начала ориентирована на широкое международное сотрудничество, привлечение к работе в нем иностранных ученых инженеров, конструкторов, программистов, менеджеров и финансистов, способных создавать новые конкурентоспособные на мировом рынке технологии.
Большое значение в области международного сотрудничества, направленного на модернизацию экономики России, придается странам ЕС. С большинством из них подписаны Декларации о партнерстве в целях модернизации.