Архив
Выступление Посла России в Эстонии Н.Н.Успенского перед студентами и преподавателями Эстонской бизнес школы
11 ноября 2008 года
Уважаемый профессор Хийлкема,
Уважаемые преподаватели и студенты,
Уважаемые соотечественники из славного г. Архангельска
Для меня большая честь выступить в Эстонской бизнес школе, где я уже побывал и успел убедиться в том, что она является одним из авторитетных высших учебных заведений Эстонии, которое реализует масштабные учебные и исследовательские программы в области международных экономических отношений.
Тема моего сегодняшнего выступления подсказана драматическим кризисом, который сейчас переживает мировая кредитно-финансовая система, его влиянием на реальную экономику, т.е., в конечном счете, на наши повседневные экономические интересы. А эти интересы состоят, прежде всего, в том, чтобы обеспечить достойную жизнь нашим семьям, достойное будущее нашим детям, дружественные и взаимовыгодные связи народам России и Эстонии. В коротком выступлении я не претендую на полный охват этой темы. Остановлюсь лишь на нескольких моментах, которые, надеюсь, будут полезны как информация для обдумывания и смогут обозначить направления для дальнейшей дискуссии.
События, которые на наших глазах разворачиваются в международных финансах, с точки зрения здравого смысла не должны были иметь места. Ведь не произошло никаких природных катаклизмов, крупномасштабных военных конфликтов, способных спровоцировать такое масштабное обрушение фондовых рынков и банкротство крупнейших банковских институтов, прежде всего в самой богатой стране мира Соединенных Штатах Америки.
Авторитетные американские экономисты сейчас открыли настоящую «охоту на ведьм» - на мнимых и действительных виновников происшедшего финансового краха, который уже сравнивается с черным вторником 1929 года. Нашли «мальчика для битья» - бывшего председателя Федеральной резервной системы США Алана Гринспэна, который со слезами на глазах недавно каялся перед американскими конгрессменами в совершенных им ошибках. Ему можно посочувствовать, его можно ругать. Но дело не только в Гринспэне, и совсем не в Гринспэне. Для всех нас остро необходимо, чтобы были осмыслены реальные причины происшедшей катастрофы и разработаны меры, которые позволили бы смягчить последствия кризиса и не допустить его повторения в будущем.
В действительности причины нынешнего глобального кризиса восходят еще к периоду окончания Второй мировой войны. Тогда США с их огромным экономическим потенциалом занимали господствующее положение на мировых рынках и в мировой валютно-финансовой системе. На США приходилась половина мирового ВВП, большая часть мирового золотого запаса (23 тыс. тонн), доллар имел фиксированное золотое обеспечение, и остальные валюты (кроме рубля) котировались в долларе.
Однако по мере укрепления региональных рынков и финансовых центров роль США стала уменьшаться и к настоящему времени упала более чем вдвое. Давайте вспомним семидесятые годы 20-го столетия. В политическом плане это поражение США во Вьетнаме, захват американского посольства в Тегеране, в экономическом – это стагфляция, т.е. сочетание высокой инфляция и экономического застоя. Отменен золотой стандарт доллара, и все валюты пущены в свободное плавание. Тогда же экономики развитых стран пережили череду нефтяных шоков.
Разумеется, американская правящая элита искала выход из такой безрадостной для США ситуации и предпринимала политические и финансово-экономические меры по удержанию США на позиции первой сверхдержавы и лидера «свободного мира». В итоге на вооружение были приняты идеи профессора Чикагского университета Мильтона Фридмена, который предложил теорию монетаризма – то есть рынка, свободного от всякого государственного вмешательства. Идея проста как двухдолларовая монета - свободный рынок отрегулирует все противоречия современной капиталистической экономики. Его теории сначала с энтузиазмом приняла глубоко уважаемая мной Маргарет Тэтчер в Великобритании. А чуть позже, следуя его рекомендациям, Администрация Р.Рейгана взяла курс «рейганомики» - резко повысила учетные ставки, снизила налоги, в первую очередь на корпорации, постепенно отменила те меры контроля над банковско-финансовой сферой, которые были введены еще в эпоху «нового курса» Т.Рузвельта.
В области внешней политики проводился курс на раскручивание гонки вооружений, одним из проявлений которой явилась программа т.н. «звездных войн», которая финансировалась за счет увеличения американского государственного долга, а также финансовых ресурсов, привлеченных в США высокой учетной ставкой.
С приходом к власти в США администрации Клинтона американское казначейство начало, по точному определению президента Д.А.Медведева, «надувать денежный пузырь» - вливать в банковско-финансовую сферу за счет дешевого кредита сотни миллиардов долларов, которые стали практически бесконтрольно циркулировать по мировой кредитно-финансовой системе.
США, таким образом, в полной мере использовали свои преимущества в качестве эмиссионного центра главной мировой резервной валюты – американского доллара. Теперь уже триллионы не обеспеченных реальными ценностями долларов закачивались в мировые финансы для закупки за рубежом всех видов ресурсов – от нефти до «человеческих мозгов».
Одновременно происходил т.н. процесс «outsourcing», т.е. перевод целого ряда производств, даже целых отраслей из развитых государств в страны с дешевой рабочей силой и дешевым сырьем. На этом выросло «китайское экономическое чудо», произошел бурный экономический рост ряда развивающихся стран, в особенности Индии, Бразилии, Малайзии, Индонезии, Южной Кореи и др. Интересно, что накопленные этими странами финансовые средства в американских долларах возвращались в США в обмен на низкопроцентные, но считавшиеся надежными, государственные ценные бумаги т.н. «treasury bills». При этом американское правительство решало важную задачу по обеспечению дешевыми товарами значительных слоев своих низкооплачиваемых трудящихся. Это поддерживало в стране социальную стабильность, что было особенно важно в период военно-политического противостояния с Советским Союзом.
Короче, был снят всяческий контроль над банковско-кредитной и финансовой сферой в США и в большинстве развитых государств. И не существовало какого-либо международного института, облеченного всеобщей контрольной функцией. Такие задачи даже не ставились перед Международным валютным фондом и Всемирным банком.
И, как было модно говорить лет двадцать назад, «процесс пошел». По каналам мировой кредитно-финансовой системы бесконтрольно циркулируют триллионы долларов, фунтов, а с недавнего времени и новой валюты – евро. Возникают неизвестные ранее финансовые инструменты т.н. деривативы, которые обеспечивались не реальными ценностями, а другими бумажными обязательствами, а эти обязательства третьими бумагами и т.д. В результате строятся настоящие бумажные пирамиды, которые держались только на вере участников финансовых операций в установившийся финансовый порядок. Появились также и новые частные финансовые институты, подобно «хедж фондам», которые участвовали в управлении упомянутыми бумажными потоками. Размеры «фиктивного капитала», о котором говорил К.Маркс, достигли небывалых масштабов.
В итоге реальная экономика в США, ряде других развитых стран сокращалась, ее место занимала т.н. сфера услуг, в которой значительная доля приходилась на финансово-банковский сектор, а этот процесс был назван экономистами как переход в постиндустриальную эпоху. Администрация Буша продолжила политику «рейганомики», прежде всего в части, касающейся, снижения налогов, растущих дефицитов госбюджета, торгового и платежного баланса, которые покрывались за счет эмиссии доллара и внешних займов. В настоящее время совокупные внешние долги США – государственные и частные - сравнимы с ВВП. Американцы длительное время живут не по средствам, и технически США уже стали банкротом.
Это – объективная причина. Есть и другая немаловажная субъективная причина. Она, как мне кажется, состоит в том, что после распада Советского Союза у американской элиты возникло представление о собственном мнении как о единственно верном и неоспоримом. Это в конечном итоге привело власти Соединённых Штатов к крупным просчётам и в экономической сфере. Стимулируя собственный рост, они не только не потрудились скоординировать свои решения с другими участниками глобальных рынков, но и пренебрегли элементарным чувством меры. И не внимали многочисленным предостережениям со стороны своих партнёров (кстати, в том числе и со стороны России). В результате чего нанесли ущерб и себе, и другим.
Такая глобальная анархическая неуправляемая финансовая система должна была рано или поздно дать сбой. И этот сбой произошел в конце прошлого года в США, когда обвалились т.н. «саб прайм» ипотечные кредиты, которые в массовом порядке выдавались явно не платежеспособным клиентам. Не исключено, что в истории с ипотеками была и существенная криминальная составляющая – ведь не случайно ФБР начало здесь свое расследование. Вместе с ипотечными кредитами рухнула и вера биржевых игроков в надежность всей финансовой системы. Все, кто мог, бросились спасать свои дутые капиталы, пытаясь превратить их в реальные ценности. Этим, в частности, объясняется тот колоссальный рост цен на нефть, который отмечался в течение нынешнего года. Развязка наступила уже в сентябре, когда обанкротились и были фактически национализированы крупнейшие ипотечные агентства США «Фредди Мак» и «Фани Мэ», а заодно и лидер в мире страхования компания АИГ. Заключительным аккордом стало банкротство крупнейших американских инвестиционных банков, в первую очередь «Леман Бразерс».
Октябрь нынешнего года стал небывалым за последние 20 лет по глубине падения фондовых рынков. Индекс «S&P» обвалился на 38%. Японский индекс «Никкей» обрушился на 24%, чего не бывало с 1950 г. Нечто подобно творилось на других фондовых рынках. Это вызвало массовое бегство инвесторов из ценных бумаг, прежде всего из т.н. развивающихся рынков, к которым принадлежит и Россия.
Правительства США и их главных экономических партнеров приняли беспрецедентные меры для спасения как национальной, так и международной банковско-финансовой системы. Главным средством спасения стало вливание правительствами сотен миллиардов долларов, фунтов и евро в основные банки, укрепление системы гарантий частных вкладов с целью не допустить паники и массового изъятия вкладчиками своих банковских депозитов. Министр финансов США Полсен добился рассмотрения Конгрессом беспрецедентного займа в размере 700 млрд. долл. Федеральная резервная система начала понижать учетную ставку с целью удешевить кредит и помочь банкам решить проблему с ликвидностью. ЕЦБ также снизил учетную ставку до 3,5%. Банк Японии снизил учетную ставку с 0,5 до 0,3%.
Банковский кризис и анархия на фондовых рынках не могут не сказываться самым негативным образом на реальном секторе мировой экономики. Они спровоцировали резкое сокращение, а в некоторых случаях и прекращение межбанковского и коммерческого кредитования, что ударило по множеству компаний, которые вынуждены снижать производство и увольнять рабочих. А это в свою очередь ведет к сокращению потребления, спроса на сырьевые товары. Наиболее наглядно это видно по падению стоимости барреля нефти со 147 в июле до 60 долларов в ноябре.
Котировки на биржах, а также цены на основные сырьевые товары, по всей видимости, будут и дальше испытывать резкие колебания под действием различных факторов. Однако уже не вызывает сомнений, что США, а вслед за ними и остальной мир фактически вступили в полосу рецессии, т.е. падения ВВП. Кризис, таким образом, приобретает всеобъемлющий и мировой характер.
Некоторыми экономистами высказывается мнение, что нынешний циклический кризис является проявлением кризиса системного, т.е. кризиса современного типа потребления и производства, который ведет к скорому исчерпанию естественных ресурсов Земли (упоминается год 2050). Этот процесс усугубляется неконтролируемым ростом населения в странах третьего мира, особенно там, где господствующей религией является ислам, нехваткой продовольствия, существенными изменениями климата.
Как видится экономическое положение России в условиях глобального кризиса. Еще два месяца назад финансовое положение России было весьма устойчивым, и рейтинговые агентства оценивали деловой климат в России как благоприятный для инвестирования. Внешний государственный долг России был равен приблизительно 40 млрд. долл., в то время как золотовалютные резервы составляли около 600 млрд. долл. Государственные финансы в целом и сейчас находятся в здоровом состоянии.
В тот же время недавние потрясения также не могли не сказаться и на российской экономике, так как она является частью международной финансово-экономической системы. В частности российские фондовые биржи пережили в августе-сентябре с.г. беспрецедентный обвал акций, в среднем на 70%. Падал курс акций и наших «голубых фишек» «Лукойла», «Газпрома», «Роснефти» и др. Неоднократно российский финансовый регулятор останавливал торги на фондовых биржах, иногда в течение нескольких дней подряд. Иностранные инвесторы начали массовый вывод своих активов из России при первых признаках кризиса, что, впрочем, наблюдалось и на других развивающихся рынках.
При первых признаках воздействия глобального кризиса на нашу финансовую систему правительство предприняло оперативные шаги по нормализации положения. Принята программа действий по минимизации последствий кризиса в России. Правительство со своей стороны приняло меры в целом схожие с теми, которые принимались на Западе, как, например, вливание рублевой ликвидности в банковскую систему (порядка 1 трлн. руб.), оказание прямой финансовой поддержки ключевым компаниям, стопроцентное гарантирование банковских вкладов частных лиц в размере 700 тыс. руб. и др.
Особую проблему для России представляет сейчас долг российских частных заемщиков за рубежом, в том числе крупнейших корпораций, контролируемых государством, который достиг 200 млрд. долл. Возникла опасность, что их упавшие до абсурдного уровня активы могут быть взяты за бесценок иностранными кредиторами. Чтобы не допустить такого сценария, правительство приняло решение рефинансировать их внешние долги, по которым наступают сроки платежей – а это порядка 45 млрд. долл., но под залог акций этих компаний. В целом российский бизнес и широкая общественность страны с пониманием встретили антикризисные меры, направленные на стабилизацию экономики.
У российского руководства есть уверенность, что мы справимся со всеми трудностями и уже в ближайшем будущем сформируем современную самостоятельную финансовую систему, способную противостоять любым внешним вызовам и обеспечить стабильное решение собственных задач.
Российское руководство не намерено ни на день откладывать решение наших стратегических программ. В сложившихся условиях оно будет действовать на опережение, как об этом четко и детально заявлено в послании Президента Федеральному Собранию 5 ноября. Именно сейчас необходимо создавать основы национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Задача - быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши. Создавать новые эффективные предприятия. Внедрять самые передовые технологии. Такой подход – это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств» и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологии современного развития России.
Действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырёх «И» – институты, инвестиции, инфраструктура, инновации, к которым добавляется пятая составляющая – интеллект. Такой подход закреплён и в подготовленной Правительством концепции развития до 2020 года. Российское руководство исполнено решимости реализовать ее в полном объёме.
Наш приоритет – это производство (а в перспективе – и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит, достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит – даже в непростые финансовые периоды.
Урок ошибок и кризисов 2008 года доказал всем ответственным нациям, что пора действовать. Россия будет взаимодействовать на этом направлении с Соединёнными Штатами Америки, с ЕС, с государствами БРИК, со всеми заинтересованными сторонами. Мы сделаем всё, чтобы мир стал более справедливым и более безопасным. С этим настроем Президент России поедет 15 ноября на встречу в Вашингтоне т.н. «двадцатки» - группы стран, на которую приходится более 80% мирового ВВП.
Уверен, что у ведущих государств мира достаточно близкий набор предложений, касающихся выправления современного состояния финансов. Задача в том, чтобы сделать международную финансовую систему более устойчивой и более прозрачной, ввести новые корпоративные нормы, снизить риски, отстроить систему кредитования (причем кредитования самого высокого уровня), настроить новый набор организаций, которые смогут регулировать отношения в этой сфере, создать новую конвенциальную основу, добавить этим структурам легитимности. В общем, сделать их работоспособными, а не такими, как они существуют сегодня. Надеюсь, что это послужит хорошим основанием для достижения хотя бы общих договоренностей в Вашингтоне, поскольку понятно, что в Вашингтоне ничего не закончится, а все только начнется.
Новая финансовая архитектура должна обеспечивать интересы всех её участников. Но при этом она должна быть защищена от использования в интересах одной страны или группы стран, одной экономической системы, которые будут компенсировать свои грубые ошибки за счёт других. Глобальные финансовые институты должны получить действенные возможности предупреждать возникновение кризисов, минимизировать их последствия для остального мира. В какой бы стране они ни зарождались и какой бы рынок ни затрагивали – финансовый, энергетический или продовольственный.
Минимальный набор задач включает разработку новых систем оценки риска, которые учитывают взаимозависимость финансовых институтов и реального сектора; внедрение современных технологий раскрытия объективной информации об участниках рынка и о финансовых операциях; гармонизацию стандартов бухгалтерского учёта и отчётности, а также повышение требований к капиталу финансовых учреждений.
Мандаты на решение этих задач должны быть распределены между существующими или вновь создаваемыми международными организациями, и региональными организациями, кстати, тоже. А роль ведущих стран мира заключалась бы в гарантировании эффективности их деятельности.
Одновременно Президент России поставил задачу уже до конца текущего года принять пакет законов, формирующих основу для создания в России одного из ведущих мировых финансовых центров. И такой центр должен служить ядром самостоятельной и конкурентоспособной российской финансовой системы.
Нужно предпринять практические шаги по усилению роли рубля в качестве одной из валют международных расчётов. И, наконец, начать переход к расчётам в рублях, конечно, прежде всего, за газ и за нефть. Надо стимулировать размещение новых эмиссионных ценных бумаг именно в рублях и желательно на российском рынке. Конечная цель всех этих процессов – сделать рубль одной из региональных валют.
Несомненно, что подобные действия будут совершать и другие быстроразвивающиеся страны. Но чем больше будет в мире сильных финансовых центров и чем выше степень нашей общей взаимозависимости – тем безопасней и устойчивей будет глобальное развитие.
Экономическое положение Эстонии в условиях глобального финансово-экономического кризиса представляется весьма уязвимым вследствие малого размера экономики, ее полной зависимости от международной экономической и политической конъюнктуры, господства банковского и ипотечного кредита. С начала текущего года рост экономики страны фактически прекратился, а со второй половины года начался ее спад. По прогнозу Банка Эстонии ВВП в 2008 сократится на 1,8%, а в 2009 – на 2,1%. Сокращается промышленное производство, особенно в строительном секторе, начала расти безработица, снижаются доходы, а значит и жизненный уровень эстонцев. При этом русскоязычные жители Эстонии оказались в худшем положении, так как их зарплата и ранее была ниже средней по стране, а увольняют их первыми.
Экономические связи между Россией и Эстонией также переживают спад, который начался еще в прошлом году на фоне резко ухудшившихся политических отношений. По имеющимся у Посольства данным, В 2007 г. общий товарооборот между нашими странами сократился на 7% и составил 29,2 млрд. крон. В первом полугодии текущего года товарооборот упал еще на 28% и составил 12,18 млрд. крон. В итоге эстонская экономика и государственный бюджет Эстонии понесли существенные потери, которые, я полагаю, ощущаются довольно болезненно и эстонским бизнесом, и простыми жителями. В частности, сокращение транзита на 40% лишило бюджет Эстонии порядка 10 млрд. крон, которых сейчас не хватает для того, чтобы сбалансировать расходы следующего финансового года. В то же время нормализация двусторонних политических отношений могла бы открыть дорогу резкому росту торгово-экономических связей, к взаимной выгоде обеим странам, каждому жителю Эстонии и России. Но для этого, как представляется, эстонским политикам придется проделать очень непростую работу по переосмыслению отношения к России и всему, что с ней связано, отказаться от застарелых стереотипов, наносящих вред, в первую очередь, многонациональному народу своей собственной страны.
Благодарю за внимание. Готов ответить на возможные вопросы.